Методическая копилка - Нижнеингашское межпоселенческое библиотечное объединение

Методическая копилка

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческое бюджетное объединение»
Центральная межпоселенческая библиотека
имени Н.С. Устиновича

 

Инструктивно-методическое письмо
о проведении Недели детской и юношеской книги

 

«Читайте, читайте,
творите, мечтайте,
Найдите дорогу в пути.
Читайте, читайте, страницы листайте,
Свой мир открывайте.
В нем все впереди!»

 

п. Нижний Ингаш
2017 г.

 

   Инструктивно – методическое письмо о проведении Недели детской и юношеской книги: Методические рекомендации [Текст] / Центральная  межпоселенческая библиотека им. Н.С. Устиновича; сектор маркетинга; сост. И.П. Новикова. – Нижний Ингаш, 2017.- 5 с.

 

Уважаемые коллеги!
     С 21 – 28 марта во всех библиотеках России проводится ежегод-ная Неделя детской и юношеской книги, ставящая своей целью по-пуляризацию детской и юношеской книги.
     Впервые праздник детской книги «Книжкины именины» был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве.  С 1944 г. Неделя детской  и юношеской книги  стала Всесоюзной и традиционно проводится каждый год в дни весенних школьных каникул. А началось все так. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам  писатели и поэты. Так впервые праздновалась  «Книжкина неделя».
     Уникальность этого события в том, что на целую неделю, библиотека становится центром больших событий, происходящих в мире книги и читателя. Неделя детской и юношеской книги - это праздник, знакомство с новыми книгами, конкурсы, викторины, где дети всех возрастов могут не только проявить свои творческие и личностные способности, но и приобщиться к миру книги, встретиться с любимыми героями. В рамках Недели детской и юношеской книги библиотека реализует следующие задачи:
- развитие у читателей всех  в групп мотивации к чтению, уваже-ния к книге и включение чтения в структуру приоритетных куль-турных потребностей
- создание модели образовательного пространства, обеспечиваю-щего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге
- введение в практику разнообразных форм и методов работы с ли-тературными произведениями, способствующих приобщению де-тей к книге для развития познавательной, творческой активности детей и юношей.
      Предлагаем вам примерный план проведения Недели, который является одним из возможных вариантов ее организации.
      Открытие Недели должно проходить в торжественной обста-новке. В ходе праздника ведущие, библиотекарь вовлекают зрите-лей принять участие в конкурсах, викторинах. Можно оформить книжную выставку «Читайте сами, читайте с нами», «Книжная вселенная», «У книжки нет каникул», «Мы читаем добряка, Саму-ила Маршака»,  где присутствуют книги писателей юбиляров:
135 лет – К.И. Чуковский
130 лет – С.Я. Маршак
70 лет – Г.Б. Остер
И присутствуют в выставке книги-юбиляры:
40 лет – Т.И. Александров «Домовенок Кузька» (1977г.)
130 лет – К.И. Чуковский «Крокодил» (1917г.)
60 лет – Н.Н. Носов «Фантазеры» (1957г.)
190 лет – В. Гауф «Карлик Нос» (1827г.)
      Неделя детской и юношеской книги должна оставаться празд-ником радостного общения, открытия новых имен, новых героев, а может быть и незаслуженно забытых книг и их авторов. Очень важно, чтобы юные читатели на празднике играли главную роль. Дни Недели должны стать незабываемыми для детей и взрослых. Сценарии недели книги в библиотеке должны включать разные формы деятельности встречи, литературные викторины и конкур-сы, театрализованные и другие мероприятия:
- Литературный квест «Юные сыщики»
- Музыкально-литературный праздник «Читать – это модно»
- Час сказки «Ну-ка, книжка повернись, ну-ка сказка покажись»
- Библио-шоу «Добрый мир любимых книг»
- Конкурс-игра «Литературный каламбур»
- Поле чудес «Забытые книги желают познакомиться»

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на света!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


Желаем успехов в работе!


МБУК «МБО» Нижнеингашского района
Центральная межпоселенческая  библиотека имени
 Н.С. Устиновича



Как привлечь читателей в библиотеку
(Методико-инструктивное пособие)




Нижний Ингаш
2018 г.
ББК 91.9:78
К16

 

    Как привлечь читателей в библиотеку [Текст] : методико-инструктивное пособие / МБУК «МБО»  Центр. межпоселенч. б-ка им. Н.С. Устиновича; сост. И.П. Новикова. – Нижний Ингаш, 2018. – 11 с.  

 

Уважаемые коллеги!
    Хотелось бы начать свою работу с небольшой вставки из Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О библиотечном деле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
    Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
   Статья 5. Право на библиотечное обслуживание
   1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

   2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается: созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
   3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.
    Статья 6. Право на библиотечную деятельность
   1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
   3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
    Статья 7. Права пользователей библиотек
   1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
   2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.
   3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
   4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
   5. В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в республиках Российской Федерации также и на государственном языке данной республики Российской Федерации.
   6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
    Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек
   1. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.
   2. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
   3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.
   4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.
 
   Цель данного пособия - помочь библиотекам Нижнеингашского района в привлечении читателей с помощью рекламы и массовых мероприятий.
   Раньше в библиотеку можно было прийти для того, чтобы читать книги, получать необходимые знания. Сегодня интерес к библиотекам сократился в разы. На это повлияло распространение интернета, появление электронных книг, очевидное устаревание библиотечных фондов. Поэтому основной задачей привлечения читателя в библиотеку в ее основном понятии является постоянное увеличение и оптимизация книжного фонда. Читатель должен быть информирован, что именно в библиотеке можно найти не только редкие и старинные книги, но и самые актуальные новинки, которые не всегда можно позволить себе приобрести.
   Для успешной работы с читателя в первую очередь библиотекарю необходимо обладать такими качествами как: опрятность, вежливость, уважение, тактичность, умение выслушать и поддержать разговор, библиотекарь должен уметь находить подход к своим читателям, ведь все люди разные. Немало важный факт имеет обстановка библиотеки, в помещении необходимо соблюдать чистоту и порядок, так как состояние библиотеки, непосредственно лицо библиотекаря. Необходимо оформлять интересные книжные выставки, привлекающие внимания читателей, пропагандирующие все книжные новинки. Фонд необходимо содержать в полном порядке, на стеллажах должны присутствовать разделители.
    Рекламная деятельность библиотеки.
   Рекламная деятельность библиотеки подразумевает разработку внешней и внутренней рекламы, которые позволяют поднять престиж библиотеки, сделать ее авторитетной среди пользователей, а также разработку и реализацию рекламы основных библиотечно-информационных услуг. При организации рекламной деятельности библиотеки необходимо уделять внимание на красочное оформление плакатов, стендов, вывесок, пригласительных билетов, оформление выставок. Фасад здания и убранство прилегающей территории также создают благоприятные условия для привлечения посетителей. Многие библиотеки сотрудничают с местными СМИ, где также размещают свою рекламу, к которой прилагаются следующие требования: краткость, динамизм, яркость.   Если реклама о конкретном мероприятии в библиотеке подготовлена в виде видео-ролика, то она должна в первую очередь быть динамичной и не в коем случае не долгой, если реклама размещена на радио - она должна быть музыкально оформлена, в печатных изданиях - размещаться на первых полосах, быть яркой и художественно-оформленной. Несоблюдение данных критериев приводит к тому, что реклама не воспринимается аудиторией и теряет свое предназначение. При составлении рекламы необходимо знать не только потребности пользователей, но и психологию конкретных ее групп, а также видеть перспективы развития данной рекламной деятельности, иметь индивидуалистическое начало и творческий подход. Грамотно составленная и научно-обоснованная реклама без использования творческого потенциала делает ее сухой, жесткой. От такой рекламы вряд ли можно ожидать больших успехов. От рекламы зависит посещения библиотеки на мероприятиях, а от того как вы его подготовите и проведете, будет в дальнейшем эффективность посещения библиотеки.
    Подготовка и проведение массовых мероприятий.
   Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
 1. Устные и наглядные.
 2. Монолог и диалог.
 3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
 4. Единичные и комплексные.
 5. Уникальные и многоповторяемые.
 6. Авторские и по готовому сценарию.
 7. Проводимые силами библиотекаря и с приглашением других библиотекарей или специалистов других областей.
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
 1. Понимать и четко формулировать цель библиотечного мероприятия.
 2. Планировать этапы мероприятия.
 3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
 4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
 5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
 6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
 7. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
    1. Подготовительный этап
• Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
• Составление плана.
• Определение хода и содержания мероприятия.
• Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или заказать по МБА, ВСО.
• Составление рекомендательного списка.
• Определение методов и приемов.
• Разработка сценария.
• Подготовка дидактического и раздаточного материала.
• Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
• Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
• Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
• Составление и оформление сценария
• Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
• Приобретение призов, грамот.
• Определение места, времени, даты проведения.
• Согласование с администрацией.
• Решение организационных вопросов.
    2. Коррекционный этап
• Организация книжной выставки.
• Подготовка оформления.
• Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
• Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
• Объявление.
• Приглашение зрителей, гостей.
    3. Основной этап
• Оформление кабинета, зала.
• Установка оборудования, технических средств.
• Проведение мероприятия.
• Подведение итога.
• Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
   Массовые мероприятия играют важную роль в жизни библиотеки, от них зависит, как будет востребована ваша библиотека и вы сами, как библиотекарь. При соблюдении всех норм и правил подготовки и проведении мероприятий вы достигните успеха в своей деятельности. Не бойтесь вносить креативные и оригинальные идеи в свою деятельность и все у вас будет получаться.


МБУК «МБО» Нижнеингашского района

Центральная межпоселенческая  библиотека имени

 Н.С. Устиновича