Коллегам - Нижнеингашское межпоселенческое библиотечное объединение

Коллегам

Инновации - необходимый элемент развития любой организации, и библиотек в том числе. Только впитывая и предоставляя своим читателям новые, нестандартные ресурсы и услуги, можно получить общественное признание, показать социальную значимость библиотек. Выбирая новые формы работы, что диктует время, библиотека должна ориентироваться на то, что ожидает от нее население, чтобы предлагаемое было им принято – только в этом случае можно рассчитывать на результат.

В практике библиотек района применяются разнообразные формы массовой работы с читателями: Дни информации, Дни открытых дверей, семинары, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, заседания клубов по интересам, акции, книжные выставки и другие формы работы, которые в настоящее время не являются новыми. И все же их инновационный характер выражается в методах, используемых при их подготовке или проведении. Главное, чтобы любая инновационная деятельность имела конечный эффективный результат. Иначе все наши нововведения, преобразования не будут иметь смысла.

Методико-библиографическое пособие «Инновационные формы работы в библиотеке» состоит из двух разделов: «Инновации в массовой работе» и «Инновации в выставочной работе», которые раскрывают главные условия действенности массовых мероприятий, правила и нормы организации выставочной деятельности, примеры дизайнерских решений экспозиций и правила учѐта мероприятий. В пособии приведены примеры инноваций.

Инновации в выставочной работе

Книжная выставка - основная форма наглядной пропаганды литературы. Она не только раскрывает определенную тему, но и даѐт ответ на конкретный вопрос. В последние годы выставочная работа неоднократно становилась предметом обсуждения на страницах таких профессиональных изданий, как «Библиотека», «Библиография», «Библиотечное дело», «Библиополе», «Школьная библиотека». Создание книжной экспозиции - это творческий полет для библиотекаря, который дарит читателям удивительный мир, наполненный увлекательными событиями и открытиями. Чтобы такой "полет" был успешным, нужно знать, как правильно организовать книжную выставку в библиотеке. Среди основных требований, предъявляемых к выставочной работе, - комфортность, наглядность, доступность и оперативность. Библиотечная выставка должна содержать в себе определенную идею и быть неожиданной для читателя по форме и принципам подачи материала. При этом необходимо учитывать такое требование, как единство формы и содержания. Оптимальная продолжительность книжно- иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.

 Для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей — беседы, интервью, анкетирование, которые помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Существует и коэффициент эффективности книжной выставки(Q), который высчитывается следующим образом: количество взятой (выданной) литературы делится на количество представленной, на выставке. Таким образом, можно определить самую популярную выставку. Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого нужно проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая 5 рекламой, определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также необходимо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей.

Идеи для выставки. Методика подготовки

В книге все может стать поводом для интересной выставки. Как говорила Чиркова Я.: «Покрутите книгу как Кубик Рубика, откройте еѐ разные грани. Подчас бывает очень полезен такой неожиданный взгляд на книгу. Чтобы освежить свое и читательское восприятие».

Основой выставки может стать:

·оформление книги (можно представить несколько изданий одной книги по-разному оформленных);

·издательство (например, выставка-просмотр книг этого издательства);

·серия, в которой вышла книга (выставка книг этой серии);

·год издания книги (просмотр «Книги десятилетия»: 40, 50, 60, 70-е, в ходе которого вы можете изучить книжную картину эпохи, картину чтения);

·страна, где вышла книга (выставка «Страна и еѐ писатели»);

·книги, по которым поставлены фильмы;

·жанр книги – выставка, например, литературных мелодрам, эссе, путевых заметок, сказок для взрослых…

День рождения автора или юбилей – повод для большой персональной выставки. Обратите внимание на имя автора: не скрывается ли за ним кто-то другой? Не псевдоним ли это? Можно оформить выставку «Великие псевдонимы».

Пример дизайнерских решений библиотечных выставок

 Предпочтение следует отдавать объёмной организации визуальной среды. Вот несколько приѐмов:

 1.Сквозные обоймы (цитатные, изобразительные, портретные, фото-атрибутивные) представляют собой цепочку тематического материала, смонтированного при помощи узких бумажных полосок по краям. Другой элемент – разрезанная иллюстрация, части которой могут быть смещены, чтобы подчеркнуть объѐм. Эффекты 6 просвечивания, парения, витражности при оформлении оживят визуальное пространство выставки.

2.Объёмные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты.

3.Подвесные цитаты-стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление лѐгкости и движения всей экспозиции.

4.Атрибутивные ряды – дублирование помещѐнных на выставке предметов их изображениями (например, гусиное перо в чернильнице и его графический силуэт) или изображения предметов в разных масштабах и ракурсах.

5.Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т. д.

Алгоритм оформления выставки

 ·выбор темы; Тема должна соответствовать двум требованиям:

  • тема должна быть актуальной и интересной читателям,
  • тему необходимо конкретизировать.     

   ·определение целевого и читательского назначения;

Необходимо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого вы еѐ оформляете – для младших школьников, подростков или их родителей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой.       ·определение временных и пространственных границ темы;    

      ·выявление и широкий подбор литературы по теме;     

      ·отбор литературы для выставки, исходя из возрастной адресации и значимости каждого издания

  • на выставку для дошкольников и учащихся 1-х классов отбирают небольшое количество книг – 4-5;
  • для учащихся 2-4 классов – до 10-11 книг;
  • для подростков и юношества – до 25-30 названий произведений.

Если тема достаточно широкая и для еѐ раскрытия требуется сравнительно большое количество материалов, то они группируются по разделам.     

  ·выделение разделов выставки;        

  ·определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций и предметов и других изобразительных средств;         

 ·определение структуры выставки;        

  ·группировка литературы;        

  ·установка и оформление выставки;         

 ·реклама выставки;        

  ·учѐт эффективности книжной выставки.

Примеры инноваций в выставочной работе

Выставка-хобби(увлечение, коллекция). Хобби в переводе с английского – увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Кто-то из читателей коллекционирует пуговицы, кто-то прекрасно вышивает или выжигает по дереву, Название такой выставки – «Я и мои увлечения». С согласия и с помощью читателей можно оформить в библиотеке выставку «Бисерная сказка». На выставке будут представлены книги и статьи по истории и технологии бисероплетения, различные изделия из бисера, выполненные читательницей, ее советы начинающим мастерицам. Вместо цитаты можно поместить высказывание читательницы о роли и значении этого увлечения в ее жизни. Уместны будут на выставке фотографии мастерицы за своим любимым рукоделием и некоторые ее биографические данные. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия.

Выставка-ательеявляется разновидностью выставки-экспозиции. Здесь мы не только представляем книги и журналы для умеющих или желающих научиться шить, но и воссоздаем уголок 8 мастерской-ателье. В этом нам помогут различные атрибуты и инструменты портных: манекен, ножницы, портновские линейки и лекала, лоскуты и нитки, швейная машинка (можно игрушечная), пуговицы и др.

Выставка-гербарийпредполагает наличие собственного гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например, «Лекарственные растения нашего края».

Выставка-почта. Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

Выставка-осуждение или анти-выставка. На такой выставке могут быть представлены книги, испорченные и не возвращенные читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем).

Выставка-настроение. Читателям предлагается самим поставить книги на выставку и дать краткий отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело (грустно)…». Можно организовать выставку цветных фотографий «Архитектура осени». Ее сопровождают поздние цветы в вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействуют с фотоиллюстрациями. Рядом поместить книжный ряд «Осени очарованье…», на котором представлены стихи об осени.

Выставка-приманка. Выставка в окнах библиотеки. Например, выставка новых книг. Широко используется на Западе как дополнительный способ «заманить» читателя в библиотеку.

Выставка – рейтинг«Как на ваш вкус?». Выставка оформляется рядом с кафедрой выдачи. На выставке размещается специальное  обращение к читателям. Прочитав его, читатели при сдаче прочтенных книг одну из них, самую им понравившуюся, ставили на столик, где была оформлена выставка. Так на выставке были собраны наиболее понравившиеся книги. Они активно брались другими читателями.

Известно, что читатели любят выбирать книги из тех, что сдают другие. Это можно использовать при организации выставки. Заголовок выставки: «Просто так, захотелось почитать». Выставку вместе с библиотекарями формируют читатели. К каждой книге прикрепляется бумажный уголок: «Эту книгу на выставку поставил…». Читателя просят поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Читатель должен чувствовать, что он наравне с библиотекарем является творцом выставки: через сопоставление своих впечатлений о книге, своих читательских предпочтений, взглядов на общечеловеческие проблемы. Потом можно оформить выставку «Горячая десятка», где представить самые часто выбираемые книги.

Выставка-витрина. Выставка-витрина состоит из двух частей: в одной из них демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – литература о них. Например, выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения и книги о них.

Выставки забытых книг. Задача таких выставок – напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать – «Любимые детские книги наших пап и мам», «Эти книги читали наши бабушки», «Почему нас забыли?».

Выставка-призыв(импульс, лозунг). Главное ее назначение – привлечь внимание к проблеме, теме, она должна побуждать к 10 действию, начинаться словами «Остановись…», «Не навреди…», «Берегись…», «Помни…» и др. Материалы, представленные на выставке, должны носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.

Выставка-путешествие. Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному краю или стране. Левая ее часть – стенд со стилизованной картой своего края или другой страны. Флажками на ней отмечают места предстоящих заочных путешествий. Правая часть – это печатные издания краеведческой направленности или литература, в том числе художественная, отражающая культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообразный иллюстративный материал. Иногда библиотеки сопровождают путешествия или прогулки аудио/видео материалами (музыкальным сопровождением, слайдами помогают помимо получения ценной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны).

Выставка-бенефис читателя«Лучше друзья души моей - книги», где могут быть представлены следующие разделы:

  • «Мои любимые книги»,
  • «Помощники в работе и жизни»,
  • «Рекомендую прочитать»,
  • «Уголок радости и добра: из домашней библиотеки бенефицианта» (артист, в данном случае читатель, в пользу которого дается представление (бенефис)).

§    В первом разделе представлены любимые книги читателя на протяжении всей жизни.

§     Во втором разделе читателя представлены книги, которые помогали в профессии, в жизненных ситуациях.

§     В третий раздел «Рекомендую прочесть» вошли те книги, которые очень нравятся читателю и которые он рекомендует другим читателям.

§    Последний раздел может быть представлен особенно эмоционально. Читатель рассказывает о книгах из своей домашней библиотеки. После обзора этой выставки многие читатели захотят прочитать любимые книги бенефицианта.

Выставка, подготовленная читателем. Выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных друзей, портреты кумиров, фото коллекций марок, различные знаковые аксессуары: значки, модели, изготовленные из различных материалов, и многое другое.

Выставка – имена. Желательно, чтобы это был цикл выставок «Александр», «Анна», «Владимир» и т.д. Их цель - познакомить учащихся с историческими личностями, имеющими эти имена (Александр Македонский, Александр Невский), поэтами и писателями, литературными героями (Анна Ахматова, Керн, Онегин,). Выставка обеспечит развитие кругозора сегодняшним Аннам, Владимирам, Татьянам, Борисам и всем остальным. Эти выставки целесообразно организовать к юбилейным датам, дням рождения и дням ангела.

Фактографическая выставка-зонтик«Звѐздный дождь нашего края». На столике находится зонт, который усыпан звѐздами края, района. Находятся на нѐм портреты и информация о людях, прославивших наш край. Каждый посетитель библиотеки может познакомиться с ним, прочесть их необычные биографии.

Книжная выставка – вопрос. «Все профессии важны. Все профессии нужны?». Главным условием является постановка вопроса и последующая рекомендация книг и статей из популярных журналов, которые содержат ответ на поставленный вопрос. Ее цель: подготовка молодежи к сознательному выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями, способностями и учетом потребностей общества.

üПервый раздел выставки «Все профессии нужны?» содержит информацию о ситуации на рынке труда. Пользователям представлены списки популярных и востребованных профессий. Молодые люди имеют возможность сравнить и сделать самостоятельные выводы о перспективах трудоустройства.

üВторой раздел «Как сделать выбор?» представляет тесты и полезные советы, способные помочь в выборе профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей.

üТретий раздел «Выбор сделан. Что дальше?» содержит сведения об учебных заведениях, где можно получить выбранную специальность. По мнению молодых людей, выставка оказывает реальную практическую помощь в выборе профессии.

Перечень форм выставочных экспозиций

1.     Выставка-антология

 

2.     Выставка-альманах

 

3.     Выставка-вопрос

 

4.     Выставка-дайджест

 

                   5.     Выставка-диспут (дискуссия, спор, полемика)

 

6.     Выставка-диалог      

 

7. Выставка-дилемма

(выбор из двух возможностей

 

8.Выставка-досье

 

9. Выставка-викторина

(конкурс, игра, загадка,

кроссворд, ребус)

 

10. Выставка-карта

 

11. Выставка – просмотр

 

12.Выставка – знакомство

(представление)

 

13. Выставка-панорама

 

14. Выставка – вернисаж

 

15. Выставка мемуарных

публикаций

 (жанровая, воспоминание)

 

16. Выставка-совет

(рекомендация)

 

35. Выставка – ситуация

 

      36. Выставка – отзыв

 

          37. Выставка – тест

 

          38. Выставка – гербарий

 

          39. Выставка – игра

 

          40. Живая выставка

 

          41. Выставка – икебана

 

          42. Выставка – откровение

 

      43. Выставка – почта

 

      44.Выставка - осуждение

      или анти – выставка

 

      45. Выставка – развал

 

      46. Выставка - размышление

 

47. Выставка – сказка

 

      48. Выставка – музей

 

      49. Выставка - портрет

      (персоналия)

 

      50. Выставка - имена     

17. Выставка-символ 

 

18.Выставка-призыв (лозунг)

 

           19. Выставка - краеведческий срез

 

            20. Выставка-контраст

 

            21. Выставка-реклама
           22. Выставка-словарь

          (азбука, букварь)

 

          23. Выставка-коллаж

 

          24. Выставка-репортаж

 

          25.Выставка-калейдоскоп

 

          26.Выставка-хроника

(хронология событий)

 

          27. Выставка-рейтинг

 

          28.Выставка-чествование

          (юбилей, посвящение)
29.Выставка – ретроспектива

 

          30.Выставка - календарь

 

          31.Выставка – путешествие

 

          32.Выставка - хобби

          (увлечение, коллекция)

 

       33. Экспресс – выставка

 

       34. Озвученная выставка

 

      51. Выставка – сюрприз

 

      52. Выставка - настроение

 

      53. Выставка – концепция

 

      54. Выставка – приманка

 

      55. Выставка - литературный

      герой

 

      56. Выставка – конфликт

 

      57. Выставка – поиск

 

      58. Выставка – экспозиция

 

      59. Выставка книжных

      иллюстраций

 

     60. Выставка - бенефис

      читателя

 

     61. Выставка – витрина

 

     62. Выставка рубрики

63. Выставка газетной полосы

 

64. Выставка одного журнала

      (книги, жанра) и др.

    

 

Инновации в массовом мероприятии

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Условия действенности массового мероприятия

1.            Целевое и читательское назначение.

Целевое назначение– постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.

Читательское назначение– учет ожиданий аудитории, уровень комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.

2.     Выбор названия.

 Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль: дают читателям первоначальные представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры и т.д.

3.            Место, время и продолжительность.

 Продолжительность мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений. Например, для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность мероприятия – 45-50 16 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, мероприятие может длиться 1,5-2 часа.

4.            Состав организаторов, исполнителей.

Основными организаторами и исполнителями массовых мероприятий традиционно выступают библиотекари, ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. В сельских библиотеках особенно оптимально проведение крупных мероприятий (Дней специалиста, Акций, тематических вечеров) совместно с СДК, общеобразовательными школами, специалистами администрацией с/советов.

5.            Предварительная реклама.

Успех мероприятия невозможен без предварительной работы. Один из ее элементов – реклама: объявление, пригласительные билеты, афиши, сообщения по местному радио, в газете. Сообщения, объявления должны быть лаконичны и одновременно достаточно информативны, доступны, выразительны. Также, они должны содержать приемы, способствующие воспитанию культуры чтения. Это списки рекомендуемой литературы в пригласительных билетах, сведения о творчестве писателя, которому посвящено мероприятие, отсылки к разделам фонда и каталогов, где представлена литература по соответствующему вопросу.

6.            Формирование читательской аудитории.

Массовая работа нередко объединяет читателей с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. В последнее время растет значение мероприятий, ориентированных на повышение роли читателя в его подготовке и проведении – необходимо учитывать личностные особенности потенциальных посетителей, степень общительности, владение культурой речи, художественным вкусом.

Примеры инноваций в массовых мероприятиях

·Библиотечная газета «Библиотечный дилижанс»

Среди читателей объявить конкурс «придумай название газете». Газета выпускается раз в квартал. Формат газеты А4. Примеры  рубрик:

  •    «Литературная дата»;
  •    «Библиотечные новости» (информация и фотоотчѐты о мероприятиях);
  •    «Чернильница» адресована творческим читателям (размещены очерки, стихи, путевые заметки, рассказы читателей).

·День самоуправления в библиотеке «Библиотекарь – значит креативный»

Проводится День читательского самоуправления «Библиотекарь - значит, креативный» ко Дню библиотекаря. Цель данного мероприятия – популяризация библиотечной профессии. В мероприятии могут быть задействованы участники клуба или учащиеся школы. В течение рабочего дня ребята полностью заменяют библиотекаря и учатся:

  • Самостоятельно заполнить формуляр;
  • Найти книгу по требованию читателя;
  • Обслужить читателей и понять - довольны ли они обслуживанием;
  • Позвонить и посетить задолжников;
  • Узнать секрет расстановки книг, карточек в алфавитный и систематический каталоги;
  • Высказать свое мнение в заметке в «Тетради отзывов» или в СМИ.

Учащиеся могут принять участие в организации рекламной акции «Найди путь в библиотеку». Для этого изготовить трафарет, в виде стрелки, с надписью «Библиотека». Теперь путь в библиотеку можно найти по направляющим стрелкам, расположенным на тротуаре. Такой необычный рекламный ход привлекает внимание не только детей, но и всех прохожих. В заключение участники получают благодарственные письма за активное участие в подготовке и проведении Дня читательского самоуправления.

·День говорящей книги

 Что такое говорящая книга? Это чтение вслух. Надо помнить, что внимание детей быстро рассеивается, они отвлекаются от текста, перестают его воспринимать, поэтому чтение вслух, прослушивание аудиокниг должно быть активным - сопровождаться слайд презентацией, посвящѐнной автору книги, викториной.

·Конкурс «Любимые питомцы»

В течение месяца читатели библиотеки принимают участие в фотоконкурсе «Любимые питомцы», представляют большое разнообразие интересных, смешных сюжетов, запечатленных на фото. В главных ролях фотоэтюдов – любимые животные. Работы оцениваются по следующим критериям: оригинальность сюжета; техника; выразительность; композиция; качество.

Участники представляют не только фотографии, но и небольшие рассказы о своих питомцах, а также рекомендовали другим читателям свои любимые произведения о животных.

На основе собранного материала можно разработать рекомендательный список литературы по рекомендациям читателей.

Цель мероприятия: формирование читательского интереса к чтению литературы о животных и экологическое просвещение.

·Акция«Напиши письмо другу о своей любимой книге»

Цель: привлечь новых читателей в библиотеку, приблизить книгу к молодому читателю, вызвать интерес к чтению, желание приходить в библиотеку вновь и вновь. Юным читателям предлагается (и даже тем, кто не является читателем библиотеки) доступно и привлекательно рассказать о книге, которую они хотели бы порекомендовать своему другу. Ребята приносят письма, рассказы, рисунки к прочитанным книгам в библиотеку. К Празднику книги работы можно оформить в виде книжных закладок, буклетов, рекомендательных списков литературы, подготовить книжную выставку и выставку рисунков «Книгу советует друг».

·Акция «Читательская ленточка»

 Читатели создают в библиотеке СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО, завязав на нѐм разноцветные ленточки, которые расскажут о том, что они любят читать. Если любят читать сказки – желтую, о природе – зеленую, детектив – синюю, фантастику – фиолетовую, о любви – красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели отдают предпочтение.

·Библио–такси «Любимые места родного города»

Презентация библио–такси «Улицы города, посѐлка». Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси по улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд – презентацией, создающим впечатление движения по заявленному маршруту. На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступали постоянные читатели – коренные жители. Конечная остановка – «библиотека» (рассказ о библиотеке, ее история).

·Слайд-каталог электронных отзывов «Круг чтения»

В библиотеке создаѐтся слайд-каталог электронных отзывов «Круг чтения». Каждый пользователь библиотеки имеет возможность оформить электронный слайд-отзыв на прочитанную книгу, используя свои знания и навыки работы на компьютере. Помимо необходимых данных (автор, название и т.д.), отзыв обязательно должен отражать личное впечатление читателя о произведении. Это может быть обоснованное мнение, или выражение своего отношения к книге с помощью цветовой гаммы, к примеру, светло – коричневая заливка – книга не понравилась, светло-серый цвет – особых эмоций произведение не вызвало, желтый – понравилась, оранжевый – книга «супер». Наиболее интересные отзывы библиотекари используют на встречах с читателями, составляются рекомендательные списки литературы, оформляются выставки.

·Видеогалерея «Исторические памятники нашего города»

Библиотека создаѐт видео-галерею «Исторические памятники нашего города», сочетая демонстрацию слайдов по историческим улицам родного города с фотографиями читателей на фоне городских памятников. Читатели с интересом рассматривали на экране свои фотографии на фоне городских памятников, рассказывали о героях, вспоминали историю появления каждого памятника.

·Игра «Вип - гид»

Каждый участник игры пробовал себя в качестве гида-экскурсовода. Его задача – разработать свой маршрут для важного гостя по селу с посещением различных достопримечательностей. Работы, представляемые детьми, были оформлены в разных видах (путеводители, буклеты, слайд и видео презентации ). Помогали в оценке работ преподаватели истории, литературы, географии. Работы могут составить краеведческую коллекцию и храниться в библиотеке или в краеведческом музее села.

·«День хобби»

В целях формирования у подростков позитивного отношения к жизни и здоровью, можно организовать в библиотеке «День хобби». Оформляется выставка творческих работ читателей, у которых есть хобби. Ребятам делятся своими увлечениями, наглядно было показано, чем еще можно заниматься в наш компьютеризированный век.

Это своеобразная персональная выставка творческих работ читателей. Дети заинтересовали других своими увлечениями, наглядно было показано, чем еще можно заниматься в наш компьютеризированный век.

·Библиошопинг

Форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки, прорекламировав еѐ.

·Гурман-вечер любителей…. жанра

Вечер, посвящѐнный определѐнному жанру литературы, подготовленный с учѐтом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

·«Банк читательских идей»

Красиво и аккуратно собранная коробочка с надписью (можно оформить в форме куба), в которую бросаются письменные пожелания о том, что хотели бы видеть читатели в библиотеке : какие выставки, с каким обзором познакомиться, о каких новинках услышать; какое мероприятие следует провести библиотеке, советы о более интересном оформлении абонемента и т. д.

·Акция «Подвешенная книга»

 Любой читатель, верой и правдой доказавший право носить это гордое звание, может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией, мнением, эмоциями. Акция запускает на 3 месяца, по результатам акции составляются именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создаѐтся рейтинг самых, самых, самых популярных книг библиотеки!

 Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помогает в создании рекомендательных списков чтения, кстати, позволяет вести дневник чтения своих читателей (может и не совсем нужное занятие, но в рамках руководства чтением очень полезное).

·Литературный «калейдоскоп»

Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает — «Красивый вид» и …скоп - трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле — калейдоскоп — это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с литературой, 25 творчеством писателей. Можно брать какие-то отдельные факты из биографий писателей, истории создания их произведений, отрывки из фильмов по произведениям, викторины и литературно - поэтические конкурсы.

·«Литературное караоке»

Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

·Конкурс лесных репортажей

Импровизированная экологическая игра соревнование, в ходе которой читатели пробуют себя в роли журналистской бригады, работающей над экологическими проблемами. Участникам конкурса необходимо подготовить «репортаж с места событий» для информационной передачи. Чтобы справиться с заданием, нужно знать секреты репортерского дела. Во-первых, найти интересную тему, во-вторых, определить жанр репортажа (журналистское расследование, интервью со «знаменитостью» или игровой сюжет), в-третьих, составить яркий и оригинальный текст. Библиотекарю предстоит стать ведущим, начать веселое общение с аудиторией, занимательный обзор лесных событий, подвести свою речь к первому репортажу, со словами «Передают наши корреспонденты...» предоставить слово первой журналистской бригаде и т. д. После каждого репортажа нужно благодарить его создателей, в конце всей передачи сообщить прогноз погоды на завтра и попрощаться со зрителями. Итоги конкурса подводит компетентное жюри.

·Музей литературный

Мероприятие, рассказывающее о каких-либо редких фактах, сведениях в области литературы (малоизвестные литературные факты). Может быть посвящен разным литературным жанрам. Например, музей поэтический.

·Час нравственного общения

 Цель - воспитать этическую грамотность молодѐжи, ознакомить их с понятием «нравственность», дать представление о свойствах личности, лежащих в еѐ основе, создать установки нравственно устойчивого поведения. Конечно, наивно полагать, что после такого занятия учащиеся в одночасье обретут нравственную устойчивость. Но они имеют уникальную возможность задуматься о себе, о тех качествах, которые стоит развивать в своѐм характере и опираться на них. Есть и ещѐ один итог таких бесед: они побуждают молодѐжь думать в этом направлении, раскрыть перед ними перспективу нравственного роста. Заканчивается «Час нравственного общения» игрой «Шкатулка качеств». На столе – шкатулка. В ней лежат листки с написанными на них разными качествами личности (доброта, совесть, чувство долга). Листки свѐрнуты в трубку. Учащиеся поочерѐдно подходят к столу, достают из шкатулки листки. Библиотекари просят их сосредоточенно подумать, есть ли у них это качество, хотели бы его иметь? Что изменилось бы в их жизни, благодаря этому качеству? На фоне тихой спокойной музыки учащиеся обмениваются своими суждениями. Затем подводятся итоги.

·«Гражданский форум»

В работе с молодежью можно использовать такую диалоговую форму как «гражданский форум», в основе которого, лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Темы гражданского форума: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность: где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?», «Коррупция: как еѐ победить и возможно ли?» и др.

·Вечер-памфлет

Что такое памфлет? Это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — обличение (гражданское, социально-политическое). Памфлетность может присутствовать в различных художественных жанрах (пьеса-памфлет, роман- памфлет). Пример: Дневник И. Бунина «Окаянные дни»).

Цель вечера-памфлета — осуждение каких-то пороков, явлений жизни — пьянства, наркомании, табакокурения и т.п. Нужно широко использовать художественные произведения, в которых эти явления нашли отражение, периодику. Здесь же необходим рассказ об интересных увлечениях, различных видах досуга, встречах с людьми, которые посвящают свое свободное время хобби.

·Шок-урок, шок-цитата

Шок-урокобычно готовится по остроактуальной проблеме — пьянству, табакокурению, наркомании, СПИДу; например, шок- урок: «Наркотики: Путешествие туда без обратно». Основа шок- уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране, районе, городе.

Шок-цитатаиспользуется при оформлении книжных выставок. Например, выставка «Книги-юбиляры». При представлении повести Н.Гоголя «Страшная месть» наряду с цитатой И.Бунина можно использовать и высказывание А.Ремизова: «А Гоголь мне пришелся не по зубам: и то, что не «по-русски», чего-то непривычно, тоже говорили, что очень смешно и страшно, но ничего смешного и страшного я не почувствовал, а рисунки слепые — для моих глаз ничего не вырисовывалось…». То есть используется цитата, идущая вразрез с общепринятым мнением, вызывающая удивление и желание поспорить.

·Вечер-репортаж

Это форма заимствована из передач TV и радио. Проводится в форме живого репортажа-интервью. Ведущий-репортер — задает вопросы (с вопросами присутствующих нужно ознакомить заранее) участникам вечера, даѐт комментарии к ответам. Один и тот же вопрос задается нескольким участникам, они высказывают собственную точку зрения, их мнения могут совпасть или вылиться в дискуссию. Хорошо, если за ходом такой дискуссии будет следить специалист (педагог), он же сделает выводы в конце мероприятия, подведет итоги. Библиотекарь должен оформить выставку по теме вечера-репортажа, сделать качественный обзор.

·«Пять минут с искусством»

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней реализуется принцип «малой дозировки» (т.е. рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению). Поэтому общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным. Название говорит само за себя, подростки в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы мероприятия — в свободном общении и высказывании впечатления о произведении искусства. Нет попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художников.

·     День библиографии

 Комплексная форма работы по повышению информационно-библиографической культуры читателей.

Цель – привлечь внимание читателей к библиографическим источникам поиска литературы на основе использования рекомендательных пособий и справочно-библиографического аппарата.

Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Наиболее эффективны Дни библиографии, которые проводятся не для массового читателя, а для однородной читательской группы.

Включает выставку-просмотр, экскурсии по библиотеке, обзоры у книжных выставок, библиотечные уроки, консультации у каталогов, стеллажей со справочными изданиями. К Дню библиографии выпускаются библиографические памятки, дайджесты, буклеты, памятки, книжные закладки с напоминаниями о видах записей при работе с книгой.

Эффективность Дней библиографии определяется тем, сколько литературы было рекомендовано читателям и сколько ее взято; сколько читателей в этот день было охвачено мероприятием; сколько дано индивидуальных консультаций по использованию СБА; какие новые знания дал им этот день. Через анкетирование можно узнать мнение читателей, их отношение к проведению подобного рода мероприятий, собрать их предложения и пожелания. Эффективность Дней библиографии будет более высокой, если они проводятся систематически (1 раз в месяц или 1 раз в два месяца).

·        День информации

Комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о текущих поступлениях в библиотеку за определенный период (месяц, квартал и др.) или по актуальным проблемам, темам. Включает: организацию книжных выставок, открытый просмотр литературы, расположенной в тематических разделах, обзоры, консультации и рекомендательные беседы сотрудников библиотеки. Участники получают информацию о новых художественных произведениях, книгах-лауреатах, литературе по школьным предметам. Хорошим информационным дополнением могут стать: бюллетень новых поступлений в фонд, закладки в некоторых изданиях, списки литературы.

Дни информации могут быть направлены в адрес руководителей детского чтения или устраиваться для читателей-детей. День информации может быть общим или специализированным. Например, только для учителей- предметников, классных руководителей, организаторов внешкольной работы, родителей.

 Принципы организации: систематичность, стремление к наиболее широкому ознакомлению с новыми поступлениями литературы, полнота представления.

Периодичность Дней информации зависит от возможностей библиотеки, но не реже одного раза в год. Продолжительность проведения мероприятия от одного до трех дней. О Дне информации библиотекарь заблаговременно оповещает читателей.

·        День специалиста (профессии)

Комплексное мероприятие для широкого информирования читателей о печатных и электронных изданиях по конкретной специальности (профессии) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий.

Включает: открытые просмотры и тематические экспозиции по специальности (книги, периодические и электронные издания), библиографические обзоры, консультации и встречи с выдающимися представителями профессий, лекции, выступления, экскурсии, широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты, видео просмотры.

В зависимости от продолжительности различаются: неделя специалиста, декада специалиста. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.

·     Конкурс барона Мюнхгаузена

Личное или командное соревнование с целью выявления лучших выдумщиков. Чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым веселым человеком. О конкурсе следует сообщить за один-два дня до его проведения. Темами могут быть: «Мое путешествие к Южному полюсу на белых кошках», «Без пушки на Луну за грибами», «Что я видел на дне Марсианской впадины», «Мои встречи с Робинзоном Крузо», «Как я поймал Лохнесское чудовище», «Моя фазенда на Марсе» и т.п. Участники конкурса могут демонстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты; привлекать «свидетелей» – друзей, родителей.

·        Рулетка библиографическая

Специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее игру наудачу в рулетку. В игре соревнуются две команды (по 4-5 человек). Остальные читатели являются зрителями-болельщиками. Действие концентрируется вокруг рулетки. Библиотекарь раскладывает конверты с приготовленными заданиями (поиск информации, ответ на вопрос, подбор литературных источников и т.п.), а также таблички, обозначающие «рекламную паузу». Игроки вслух обсуждают алгоритм поиска, могут воспользоваться справочной и познавательной литературой, каталогом и картотекой. Игру судит жюри. Ведущий приводит в движение рулетку – игра начинается. По необходимости библиотекарь занимает зрителей интересными вопросами и незатейливыми конкурсами по теме. Во время рекламных пауз знакомит читателей с новым библиографическим пособием, энциклопедией, журналом. Победителем признается команда, игроки которой успешно справились с заданиями, аргументировано и правильно ответили на вопросы.

·     Устный журнал

Журнал издается по всем правилам: яркая обложка с названием, изложение основного материала на нескольких страницах. Название должно быть коротким, запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. Подготовка конкретного номера включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.д. Объем устного журнала – не более 3-4 «страниц». Они могут быть разнообразными по способу изложения материала: устные сообщения ребят, выступления писателей, ученых, ветеранов войны и труда, инсценировки из книг, показ фрагментов фильмов, прослушивание музыкальных произведений. Во время «чтения» обязательной является процедура «перелистывания» страниц.